Таня Костина: ЛАРИН И БЕКОВА В УИГМОР-ХОЛЛЕ, 1998

Таня Костина

СЕРГЕЙ ЛАРИН И ЭЛЕОНОРА БЕКОВА В УИГМОР-ХОЛЛЕ

(1998)

Те из любителей музыки, кто не сумел 9 февраля 1998 пойти на концерт Ларина и Бековой, упустили редкую возможность услышать один из самых выдающихся современных ансамблей мира. Именно ансамблей. Элеонору Бекову невозможно назвать просто аккомпаниатором знаменитого певца. Ее доля участия в этом изумительном музыкальном дуэте едва ли менее значительна, чем доля самого Сергея Ларина. Певец называет Элеонору не аккомпаниатором, а партнером, и утверждает, что многому научился в результате этого партнерства. "Я нашел свою вторую творческую половину", говорит знаменитый тенор. Это и не удивительно.

Известность и признание не обошли пианистку Элеонору Бекову и до встречи с Сергеем Лариным. Она много и успешно выступала и продолжает выступать не только в составе знаменитого трио сестер Бековых, но и с сольными концертами. Манера игры Элеоноры, "тонкая и элегантная" (по выражению обозревателя журнала American Record Guide), как нельзя лучше подходит к интеллектуальному стилю исполнительства Сергея Ларина. Известнейшая фирма "Шандос" уже записала несколько компактных дисков, на которых Ларин и Бекова исполняют произведения русских композиторов; в частности, в конце 1997 года в продаже появился диск с романсами Рахманинова в их исполнении. Ранее "Шандос" выпустила два СD: один — с романсами Могучей кучки, и другой с романсами Чайковского — причем не только с сопровождением, но и в обработке сестер Бековых. Аранжировка русских романсов, сделаная сестрами, уже давно получила широкое признание у любителей музыки и музыкальных критиков. В предстоящем концерте участвует также и виолончелистка Альфия Бекова, лауреат международного конкурса имени Казальса.

Вот как отзывается о совместной работе Сергея Ларина и Элеоноры Бековой журнал "Опера" (ноябрь 1997):

"Для каждого композитора Ларин и Бекова находят неповторимо индивидуальное звучание. Певец и пианистка раскрывают нам тончайшие детали деталей исполняемых произведений…"

Для тех выходцев из бывшего СССР, кто давно обосновался в Великобритании, имя Ларина может показаться малоизвестным. Так получилось, что в туманный Альбион этот певец наведывается не часто. Однако для любителей оперы во всей остальной Европе и за океаном это имя значит очень много — пожалуй, не меньше, чем имена Пласидо Доминго или Хосе Каррераса. Чтобы не быть голословной, скажу лишь об одной награде Ларина: за сезон 1995-96 годов он удостоен золотой медали Джузеппе Верди, высочайшей итальянской награды оперным певцам, — и впервые с момента учреждения этой награды (около 80 лет назад) ее лауреатом стал русский певец. А ведь в этот сезон пели и Доминго, и Паваротти, и многие другие мировые знаменитости.

Сергей Ларин вырос в Горьком (ныне — Нижний Новгород), в семье, где никто не был музыкантом. Как и Элеонора Бекова, он является подлинным самородком. Тем большим чудом кажется его удивительный музыкальный дар. Певец решительно всего добивался сам — при помощи своей врожденной интуиции, упорства и поразительной работоспособности, которые ведь тоже являются составляющими настоящего таланта. Как это нередко бывает у музыкантов, Ларин обладает замечательной одаренностью в усвоении языков: он свободно говорит, пишет и читает на семи европейских языках. В Горьком Сергей Ларин закончил французское отделение филологического факультета университета, и лишь затем — консерваторию в Вильнюсе по классу знаменитого в те годы тенора Виргилиуса Норейки. Но вокальная одаренность еще не означает, что человек непременно станет певцом. Если голос — природный дар, то истинное творчество непременно имеет своей основой школу и упорный, самоотверженный труд. Лишь таким путем достигается та волшебная легкость, которой упиваются слушатели. И, разумеется, вы не чувствуете этого труда, когда слышите "изумительный по красоте и выразительности" (The Penguin Guide to Compact Discs Yearbook 1997/8) лирико-драматический тенор Ларина. В том-то и заключается искусство, что вся основа, на которой покоятся эти красота и легкость, надежно упрятаны от зрителя и слушателя, как подводная часть айсберга. Вот что говорит музыкальный критик Майкл Таннер в "Classic CD" (февраль 1996):

"Тенор Сергея Ларина обладает исключительным богатством, он необычайно мелодичен и нежен в верхних нотах и мужествен в среднем регистре".

Международная карьера Ларина как оперного певца началась с того, что он был приглашен заменить заболевшего исполнителя роли Ленского в Венской государственной опере. Успех Ларина в этом спектакле был таков, что директор театра в тот же вечер предложил ему постоянный контракт. С тех пор Сергей Ларин спел ведущие партии во многих спектаклях лучших театров мира: в Милане, Турине, Париже, Цюрихе, Нью-Йорке, Мюнхене, Берлине, Токио. Он выступает с такими дирижерами, как Клаудио Аббадо, Джеймс Левин, Зубин Мета. Известный музыкальный критик Джон Аллисон пишет ("Opera News", 3 января 1998, Нью-Йорк):

"Одареннейший русский тенор Ларин продолжает традиции школы, к которой принадлежали Станиславский и Шаляпин: он не просто изображает своего героя, а полностью вживается в роль, становится им…"

Сам певец говорит, что камерная музыка открылась ему во всей своей прелести только в последние три года, и — благодаря работе с сестрами Бековыми. Несмотря на любовь Ларина к опере, к драматическим сценам, теперь он с удовольствием поет романсы русских композиторов. "Это помогает мне и в работе над оперными ролями, заставляет больше вникать в мелкие детали, выделять наиболее важные слова. Обе эти части моей музыкальной жизни — опера и камерное пение — одинаково важны для меня", — говорит Сергей Ларин.

Программа выступлений Сергея Ларина составлена… на 7 лет вперед! Согласимся, что это — тоже выразительное свидетельство признания. В Великобритании в этом году Ларин выступал один-единственный раз, — и это выступление осознано музыкальным миром британской столицы как важное событие сезона. Удивляться тут не приходится. Подлинные ценители понимают, что им довелось услышать одного из крупнейших теноров нашего века.

февраль 1998, Лондон

газета ЛОНДОНСКИЙ КУРЬЕР, февраль 1998.

Таня Костина